Пермский государственный национальный исследовательский университет
МЕХАНИКО-

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

ФАКУЛЬТЕТ

Специальности и направления (2018 год)

Компьютерная безопасность (специальность)
Механика и математическое моделирование (направление)
Математика (направление)
Прикладная математика и информатика (направление)
Фундаментальные информатика и ИТ (направление)
Информационные системы и технологии (направление)
Инфокоммуникационные технологии и системы связи (направление)

Компьютерная безопасность (профиль: Разработка защищенного программного обеспечения)

Обучение по данной специальности осуществляет кафедра процессов управления и информационной безопасности. Срок обучения 5 лет и 6 месяцев.

Выпускник, получивший эту специальность, может работать в различных областях, связанных с использованием средств вычислительной техники, современных информационных технологий.

Специалист в области компьютерной безопасности может выполнять полный объем работ по проектированию и реализации средств обеспечения информационной безопасности информационных систем органов власти и управления, промышленных предприятий, финансовых учреждений, может заниматься организационно-управленческой деятельностью, научной, экспериментально-исследовательской работой.

Данная специальность является одной из наиболее востребованных на предприятиях, в учреждениях и организациях Пермской области. В частности, запросы на подготовку специалистов в области компьютерной безопасности поступили в ПГУ от администрации Пермской области, Регионального управления ФСБ по Пермской области, Главного управления внутренних дел Пермского области, Центра правительственной связи в Пермской области, а также от предприятий края.

Образовательная программа

Примерный учебный план

Вверх

Механика и математическое моделирование

Выпускающие кафедры:

  • кафедра механики сплошных сред и вычислительных технологий
  • кафедра процессов управления и информационной безопасности.


Механика является основой технической цивилизации мира. Высокотехнологичное производство – безальтернативный магистральный путь развития человечества. Ведущие государства мира вкладывают огромные средства в научно-техническую сферу экономики.

Сегодня новые знания в области механики «дают» вычислительное моделирование и экспериментальные исследования на уникальных видах оборудования. Обычно результаты экспериментальных исследований верифицируют используемые механико-математические и соответствующие вычислительные модели. Зачастую эксперименты «обгоняют» теорию и поэтому математические модели для многих экспериментальных результатов еще предстоит построить (вам!).

Испытательное оборудование играет определяющую роль при создании новых материалов. В настоящее время прорывными видами экспериментов являются испытания на микро- и наноуровнях. Лаборатории кафедры механики сплошных сред и вычислительных технологий (МССиВТ) оснащены сегодня самыми современными уникальными приборами NanoNest-600 (Англия), атомно-силовой микроскоп Bruker Dimension Icon (США), ультрамикротом Leica UC7 с криоприставкой Leica FC7, позволяющими проводить ши-рокий спектр именно таких исследований.

Моделирование, базирующееся на современном состоянии теоретической и экспериментальной науки и вычислительных технологий, является ключевым элементом, определяющим процесс обучения и научные исследования студентов, обучающихся по направлениям механических кафедр. Такое моделирование предполагает высокий уровень знания математики. Как и на других направлениях обучения на факультете, студенты-механики и студенты-прикладники, специализирующиеся по кафедрам механики, в большом объеме изучают информационные технологии, пакеты прикладных программ и про-граммирование. Цель такого изучения – вычислительное моделирование в различных областях механики, таких как нанокомпозиты, биомеханика, геомеханика, газо- и гидродинамика, нелинейная механика и т.д.

Вычислительное моделирование сегодня означает разработку собственных эффективных расчетных схем и алгоритмов, которые либо внедряются в широко распространенные пакеты (ANSYS, Abaqus и другие), либо самостоятельно доводятся до программной реализации, в том числе на многопроцессорных вычислительных системах. Также большую роль играет моделирование в пакетах Mathematica, MathLAB и др. С 2002 года на кафедре МССиВТ функционирует компьютерный класс параллельных вычислений с учебным кластером, а с 2005 года – 32-х процессорный кластер HP LS3000 Series.

Приведем некоторые примеры важных практических задач, для которых строятся математические модели, осуществляется вычислительное моделирование, проводятся экс-перименты на имеющемся уникальном оборудовании:

  1. Ранняя диагностика патологий зубной эмали, изучение ее устойчивости к различным физико-химическим воздействиям, в частности, изучение влияния отбеливания зуба на микроструктуру его эмали;
  2. Исследование свойств эластомерных нанокомпозитов (автомобильная резина, уплотнители и т.п.), при этом и изучается взаимосвязь между наноструктурой, технологией изготовления и макромеханическими характеристиками получаемых материалов.

Новым направлением, развиваемым на кафедре МССиВТ, является проблема биосовместимости, понимаемая как проблема установления закономерных связей биосовместимости живых тканей с полимерными материалами, используемыми, например, в эндопротезировании, в зависимости от физико-механических свойств поверхностной структуры материалов.

Направлениями, развиваемыми на кафедре процессов управления и информационной безопасности (ПУиИБ), являются:

  1. Управление динамическими объектами в условиях неопределенности и многостороннего конфликта (дифференциальные игры);
  2. Моделирование и оптимизация сложных механических систем: оптимальное управление ориентацией и движением твердых тел; пространственное движение механизмов;
  3. Исследование условий оптимального разворота, стыковка твердых тел и космических аппаратов; управление манипуляционными роботами; исследование физических эффектов в современной космологии: построение новых моделей вселенной, решение актуальных задач в области теории поля и современной фундаментальной физики.

Обучение на кафедрах механики – лучший путь в науку! Кроме того, выпускники кафедр работают в НИИ и в КБ промышленных предприятий, в лабораториях и вычислительных центрах, в государственных учреждениях и банковской сфере, в организациях торговли и малом бизнесе, т.е. везде, где требуется создание и применение компьютерных технологий, систем обработки информации и управления, а также умения строить и использовать математические модели.

Образовательная программа

Примерный учебный план

Вверх

Математика

Подготовка по данной специальности ведется более 80 лет.

Выпускающая кафедра - кафедра фундаментальной математики

По данному направлению проводятся следующие научные исследования:

  1. Фундаментальные исследования в области математики (нелинейный функциональный анализ, функционально-дифференциальные уравнения, теория групп)
  2. Прикладные исследования в области математики, механики и космологии (математическое моделирование, использование современных пакетов программ типа ANSYS и др.)
  3. Современные образовательные технологии. Системный анализ в образовании (Разработка электронных средств обучения и контроля знаний)

По данному направлению читаются следующие специальные дисциплины:

  1. Методология и технология разработки программного обеспечения
  2. Дополнительные главы математического и компьютерного моделирования
  3. Дополнительные главы специальных математических дисциплин (Дифференциальные уравнения, Уравнения математической физики, Функционально-дифференциальные уравнения, Нелинейный функциональный анализ, Некорректные задачи)
  4. Алгебраические и геометрические методы математической физики
  5. Компьютерная геометрия
  6. Теория конечных групп

Выпускники – математики хорошо адаптируются в различных сферах деятельности. Среди наших выпускников есть научные работники, сотрудники и руководители банков, программисты и инженеры, и, конечно, преподаватели математики Российских и зарубежных ВУЗов, а также лучших Пермских школ.

Образовательная программа

Примерный учебный план

Вверх

Прикладная математика и информатика

Выпускающие кафедры:

  • кафедра прикладной математики и информатики
  • кафедра математического обеспечения вычислительных систем
  • кафедра механики сплошных сред и вычислительных технологий
  • кафедра высшей математики

Виды подготовки:

  1. Математическое моделирование и вычислительная математика
  2. Системный анализ, исследование операций и управление
  3. Системное программирование и компьютерные технологии

Перечень основных дисциплин:

  • Инструментальные средства создания экспертных систем
  • Операционная система UNIX
  • Языки моделирования и машинная имитация
  • Математическая логика
  • Математическое моделирование в естествознании
  • Математические методы численного анализа
  • Сетевые технологии
  • Современные вычислительные технологии
  • Статистические методы обработки данных
  • Введение в математическую экономику
  • Математическое моделирование динамических процессов в экономике
  • Исследование операций и теория игр
  • Искусственный интеллект
  • Теория оптимизации
  • Современные проблемы моделирования

Выпускники данного направления получают фундаментальное образование в области математики и информатики. Основные направления трудоуйстройства:

  • Компании по разработке и внедрению программ и программных комплексов:
    - ПРОГНОЗ
    - Информационные Бизнес Системы (ИБС)
    - Информационно-Вычислительные Системы (ИВС)
    - ООО «Парма – Телеком»
  • Банки
  • Промышленные предприятия Перми и Пермского края
  • Учебные заведения высшего и среднего специального образования, средние общеобразовательные и специализированные учебные заведения

Образовательная программа

Примерный учебный план

Вверх

Фундаментальные информатика и информационные технологии (профиль: открытые информационные системы)

Выпускающая кафедра - кафедра информационных технологий

Основной вид подготовки – открытые информационные системы.

Выпускники данного направления могут работать по одной из наиболее востребованных в настоящее время специальностей:

  • кразработчики
  • тестировщики
  • архитекторы и руководители проектов
  • аналитики
  • консультанты по внедрению информационных систем

Перечень основных дисциплин:

  • Системы управления документами
  • Администрирование информационных систем
  • Управление проектами
  • Информационные технологии в образовании
  • Распределенные операционные системы
  • Формальная спецификация и верификация программ
  • Сетевые технологии
  • Современные вычислительные технологии

В процессе подготовки специалистов по информационным технологиям используются современные компьютерные классы и вычислительные комплексы и специализированное программное обеспечение.

Образовательная программа

Примерный учебный план (очная форма обучения)

Примерный учебный план (заочная форма обучения)

Вверх

Информационные системы и технологии (профиль: безопасность информационных систем)

Область профессиональной деятельности выпускников программы включает исследование, разработку, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются:

  • информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение;
  • способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в различных областях;
  • предприятия различного профиля и все виды информационно-технологической и технической поддержки организационно-управленческой деятельности, сервисно-эксплуатационное обслуживание информационных систем в условиях экономики информационного общества

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программы:

  • проектная и производственно-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • сервисно-эксплуатационная и консалтинговая

Список профессий, к которым в основном готовится выпускники:

  • администратор баз данных;
  • менеджер по информационным технологиям;
  • менеджер продуктов в области информационных технологий;
  • программист;
  • разработчик Web и мультимедийных приложений;
  • руководитель проектов в области информационных технологий;
  • системный аналитик;
  • специалист по интеграции прикладных решений;
  • специалист по информационным ресурсам;
  • специалист по информационным системам;
  • специалист по тестированию в области информационных технологий;
  • технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)

Примерный учебный план

Вверх

Инфокоммуникационные технологии и системы связи (профиль: инфокоммуникационные технологии в сервисах и услугах связи)

Выпускник направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» является специалистом в области применения систем связи и информационных технологий в системах связи.

Областью профессиональной деятельности выпускников является совокупность технических и аппаратных средств, способов и методов обработки, хранения и обмена информацией по проводной, радио и оптической системам и средам, а также совокупность инновационных технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обработки, хранения и передачи информации с использованием различных сетевых структур.

Основное внимание при подготовке будет уделяться организации обмена информацией, алгоритмам обмена, а также реализации обработки информации в сложных системах, построенных на основе систем связи.

В Пермском крае подготовка студентов по данному направлению будет осуществляться только ПГНИУ.

Потребителями выпускников направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» являются, в первую очередь, различные поставщики услуг связи Пермского края, а также предприятия Пермского края, использующие для реализации своей деятельности компьютерные сети и сети связи различного масштаба, интегрированные системы управления предприятиями.

Образовательная программа

Примерный учебный план (очная форма обучения)

Примерный учебный план (заочная форма обучения)

Вверх